> Joe Satriani

 

Введение в теорию лада (часть 2)

Знакомство со структурой ладов проходило у меня в три этапа. На первом этапе произошло осознание того факта, что существует, во-первых, некие новые звуки, доселе мне неизвестные, и, во-вторых, возникновение сильного желания разобраться, что же собой представляют эти новые звуки. Второй этап включал в себя изучение теории образования ладов и их взаимосвязей между собой. Третий этап начался с долгих интенсивных музыкальных исследований, в которых я ненасытно тренировался и изучал, как применять лады в конкретных музыкальных ситуациях. Несмотря на то, что все это происходило много лет назад, я и сейчас чувствую, что этот этап тренировок и исследований у меня все еще продолжается...

Разумеется, необходимо сначала научиться ходить, прежде чем побежать. Не упуская из виду эту мысль, посмотрите на следующую четкую схему организации семи основных ладов, полученных из мажорной гаммы. На рисунке 1 показана гамма G мажор (G A B C D E F#) и семь ладов, которые в определенном порядке формируются от каждой отдельной ноты. Первый лад, G-ионийский, совпадает с исходной гаммой G мажор. Второй лад, A-дорийский (A B C D E F# G), образовывается от второй ступени гаммы G мажор, А, и включает все ноты до следующей ноты А октавой выше. Третий лад, В-фригийский, формируется от третьей ступени, В, и включает все ноты до следующей ноты В октавой выше. Теперь вы сами можете вычленить волшебную формулу образования семи ладов во всех 12-ти тональностях. Запомните эту формулу: ионийский лад совпадает с мажорной гаммой; дорийский лад начинается и заканчивается на второй ступени мажорной гаммы; фригийский лад образовывается от третьей ступени; лидийский лад - от четвертой ступени мажорной гаммы; миксолидийский, эолийский и локрийский лады формируются от пятой, шестой и седьмой ступеней мажорной гаммы соответственно.

Во время первого знакомства несомненно легче рассматривать семь основных ладов, как просто различное расположение нот их исходной мажорной гаммы. В конечном же счете, однако, необходимо отойти от ассоциативного их понимания и начать рассматривать лад как отдельное гармоническое единство. Каждый лад включает в себя уникальную последовательность тонов и полутонов, что и придает ему характерное гармоническое звучание или окраску.

Как я уже говорил в предыдущих частях данной серии уроков, чтобы донести звучание лада до слушателя, не достаточно просто сыграть ноты в определенной позиции на грифе. Необходимо ясно и отчетливо донести до слушателя основной тон лада или его тональный центр (первая нота лада). Например, если вы импровизируете в В-фригийском ладу (B C D E F# G A), то ноты должны слышаться в контексте тонального центра В. Один из возможных путей добиться этого - играть мелодию с нотой В в басу или брать какой-нибудь аккорд В, который содержит ноты данного лада, например, B5, Bm, Bm7, Bsus4, B7sus4 or B7b9sus4.

Другим способом выделения тонального центра может быть подчеркивание в мелодии или импровизации тоники лада. Это особенно трудно, если играть без аккомпанемента. В нашем примере необходимо будет ясно показать слушателю музыкальный окрас В-фригийского лада, дабы избежать каких-либо двусмысленностей в гармонии. Самой главной нотой будет нота В, тоника лада, а все остальные ноты должны соотносится с этой тоникой.

Если вы вздумаете всю жизнь ковылять, опираясь на костыль G-мажор, вам никогда не удастся по-настоящему убедительно и творчески выразить себя в В-фригийском ладу.

Лучший способ действительно понять и запомнить структуру и звучание всех семи основных ладов - сравнивать их взад и вперед в одной (или и в параллельной) тональности, начиная каждый лад от одной ноты (G-ионийский, G-дорийский, G-фригийский и т.д.). Играя и слушая лады таким образом, в отличие от зубрежки с опорой на ассоциативные тональные центры (G-ионийский, А-дорийский, В-фригийский и т.д.), вы сможете легко проанализировать и разобраться в различиях и сходстве интервальной структуры и гармонической окраски ладов.

На рисунке 2 вы видите все основные лады, сформированные параллельным образом в тональности G. Запомните структуру интервалов каждого лада, а также их аппликатуру. Играйте их под аккомпанемент басовой ноты G, чтобы упражняться в соответствующем музыкальном контексте. Кроме того, попытайтесь разобраться, как передвинуть каждый лад на октаву выше, затем играйте их в различных позициях на грифе и, наконец, в различных тональностях.

Для того, чтобы хорошо усвоить особенности ладов, потребуется приложить много усилий, но овладеть ими абсолютно необходимо, если вы хотите стать по-настоящему серьезным музыкантом. Поэтому каждый день выделяйте время на изучение ладов.

В предыдущих частях я познакомил вас со своим способом изучения семи основных ладов. Мы рассмотрели их образование из мажорной гаммы, а также проиллюстрировали структуру каждого лада в отдельности. Если вы внимательно следили за моим рассказом, то наверняка твердо ухватили принцип образования ладов. Тем, кто к нам только что присоединился, однако, не стоит беспокоиться: сейчас я собираюсь предложить вашему вниманию несколько других способов, которые помогут получить ясное представление о структуре лада.

Лично мне для изучения ладов очень помогло такое упражнение: играть каждый из семи основных ладов от тоники "E" с опорой на продолжительный звук открытой шестой струны "Е". Использование открытой шестой струны "E" в качестве аккомпанемента позволяет учащемуся удержать в голове музыкальный окрас, букет каждого лада и сравнивать сходство и различие между ними.

Как показано на рисунках 1a-g, необходимо на открытой нижней струне взять ноту "Е" и, пока она звучит, каждый лад начинать играть от струны "А". В первом примере Е-ионийский лад (Е-мажор) охватывает две с половиной октавы вниз по грифу. В последующих примерах каждый лад показан только на двух октавах. Ваша задача - к аппликатурной модели самим добавить дополнительные пол-октавы. Примеры изображают модели по нисходящей, однако вам необходимо отрабатывать их вверх и вниз поочередно. Я добавил к рисункам аккорд, относящийся к конкретному ладу. Играйте этот аккорд в начале и в конце модели, чтобы услышать гармоническую связь.

Один мой преподаватель показал мне, как от каждой ноты гаммы можно образовать трезвучие. Типичное трезвучие - это группа из трех нот, образующих последовательно либо уменьшенную терцию, либо полную терцию. Этого можно добиться играя, допустим, в любой гамме/ладу первую, третью и пятую ноты, или вторую, четвертую и шестую, или третью, пятую и седьмую ноты, и т.д.

Возьмем для примера Е-ионийский лад (натуральный мажор). Если вы сыграете вместе первую ноту "E", затем третью ступень "G#", и наконец пятую "В", то получите трезвучие (E G# B). Теперь образуем трезвучие от второй ступени гаммы, сыграв вместе "F#", "А" и "C#" - у вас получилось минорное трезвучие (F# A C#). Такое упражнение называется гармонизацией от каждой ноты гаммы. Оставаясь в рамках конкретной гаммы/лада, вы сможете образовать, так называемые, диатонические трезвучия.

После изучения трезвучий, образованных из терций, вам следует переходить к четырех-, пяти-, и даже шестизвучным аккордам, добавляя надстройки к трезвучиям. Продолжая надстраивать трезвучия, не выходя за рамки конкретного лада, можно получить диатонические аккорды со ступенями 7, 9, 11 и 13. Мне для четкого усвоения этой концепции понадобилось проводить некоторый анализ в нотной тетради и много заниматься сольфеджио.

Одним из моих старых типичных упражнений было сидеть и играть все аккорды из своей книги аккордов. Цель упражнения - попытаться пальцами разыскать новые возможности, которые бы отличались от тех, что я находил в песнях Beatles, Stones, и других... Скоро такие аккордовые упражнения вместе с изучением построений аккордов в различных ладах стали вырисовывать более ясную общую картину. Я начал замечать, что наконец воздвигаю мост между изучением теории музыки и воплощением открываемых мной звуков.

В будущем мы с вами глубже поговорим о взаимосвязях аккордов и гамм, а также о мелодических/гармонических отношениях. А пока продолжайте укладывать фундамент для более сложных задач применения ладов. Играйте их в разных тональностях и позициях на грифе. Обязательно следите за тем, что вы осмысленно слушаете звучание каждого лада и аккорда. Помимо этого, старайтесь представить себе, какое настроение или ощущение этот лад или аккорд вызывает.

Далее > > > >

Чат <

> Kirk Hammet

> Steve Vai

Форум <

> Eric Johnson

> Ritchie Blackmore

Гостевая <

> Виктор Зинчук

> Выбор гитары

 

 

 

 

 

Яндекс цитирования

 

 

Используются технологии uCoz